Альберт Николаевич Бенуа был одним из представителей династии, связанной с искусством. В его жизни было множество потрясений.
Будущий мастер родился в 1852 году. Николай Леонтьевич Бенуа, его отец, был создателем многих строений в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
В свою очередь, дед Альберта был французом по происхождению. Он служил метрдотелем при Павле I, а затем при его овдовевшей супруге, и оставил большое потомство.
Поэтому у юноши было много шансов развить задатки, обнаружившиеся в детстве. Окончив гимназию, он с 1871 по 1877 годы обучался архитектуре в Императорской Академии художеств. Параллельно учился акварели в классе известного русского итальянца Л.Премацци.
После успешного выпуска молодой архитектор выполнил ряд проектов по своей первой специальности. Но акварельная живопись влекла его куда больше. В 1883-1885 годах он жил в Западной Европе, где усовершенствовал свое владение этой техникой. Уже в 1884 году он получил звание академика за ряд акварельных работ.
Отметим, что в отличие от "программной", часто идейно нагруженной масляной живописи, акварель считалась своего рода "камерным" жанром. Однако рисунки ведущих авторов высоко ценились и украшали дворцы и особняки императорской фамилии и богатых семей. Даром передавать настроение через пейзаж был сполна наделен наш герой. Его этюды любил Александр III.
Он много работал в многочисленных поездках. Виды природы и зданий, от Финского залива до Кореи и Северной Африки, были источником вдохновения Бенуа и были показаны на нескольких личных выставках.
На рубеже 19 и 20 веков Россия просто кипела артистическими замыслами и начинаниями, тесно переплетенными с философскими и политическими течениям эпохи. С 1903 года Альберт Бенуа был соредактором журнала "Мир искусства". В этом издании большого формата изначально планировалось только публиковать искусствоведческие статьи и иллюстрации качественной печати. Отдельные номера журнала можно было переплести по полугодиям, и они выглядели как богато изданные книги.
Наряду с манифестами теоретиков изобразительного творчества и литературы, в этом альманахе расцвела сокровищница рисунков в стиле "модерн" и не только. Многие легендарные изображения, олицетворяющие для нас русский модерн, впервые предстали перед публикой именно здесь. Открытие ряда изящных образцов древнерусской иконописи тоже принадлежит редакции.
Но с 1904 года выпуск прекратился как по концептуальным, так и по финансовым причинам. Тенденции в культуре были сформулированы. Начиналась новая эпоха...
Пережив революционные события сравнительно благополучно, Альберт Бенуа попытался "встроиться в систему". В 1918 году он был назначен руководителем Музея прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Но напряжение нарастало. Предметы старины и ценнейшие картины продавались за рубеж. Были разрушены или подвергнуты варварскому разорению многие дорогие сердцу художника памятники. Здоровье ухудшалось, и по настоянию дочери, Альберт Николаевич в 1924 году уехал во Францию. Там он и умер в 1936 году после продолжительной болезни.
Послесловие. В 1938 году по ложному доносу были арестованы и расстреляны его младший сын с женой.
Работы великого акварелиста хранятся в Русском музее и в Третьяковской галерее.